Почему краудфандинг — это плохо.

Не перестают поступать предложения о краудфандинге. Давайте я расскажу вам, что я об этом думаю. Действительно, отбросив остальные мелкие причины не заниматься обзорами, останется один главный — кушать хочется не только мне, но и всем тем, за кого я в ответе, да хотя бы кот. Кушать коту хочется не только сегодня, и никакой конкретный объем еды кота не устроит, кота могут устроить лишь гарантии, что в миске сколько-нибудь какой-нибудь еды будет всегда. Чтобы решить эту задачу, человеку обычно трубется довольно много времени. Теоретически устроиться на работу, ну, там, посуду мыть в кафе — задача не сложная, надо только санитарную книжку завести. Но даже кота на эти деньги прокормить довольно трудно. По этому обычно люди заканчивают в школу, идут в институт или еще куда, учатся еще сколько-то лет (не дней, не месяцев, а лет), и затем начинают работать на какой-нибудь плохонькой работке у кого-нибудь в подмастерье, лишь бы набраться опыта и репутации, чтобы однажды, когда вы отживёте на этой земле лет тридцать (не день, не месяц, не год, не пять лет, а двадцать-тридцать, это не мало) — вы, наконец, сможете зарабатывать достаточно денег, чтобы по крайней мере полноценно существовать, помогая своим.

Представьте себе, что репутация и опыт позволили вам стать не программистом, не мостостроителем и не архитектором, не депутатом, не продавцом, не рабочим на заводе. Репутация сделала вас, допустим, актёром. Актёр, если у него нет длительного контракта со студией, особенно в России, он живёт от фильма до фильма, от постановки до постановки. В девяностых актёрам очень везло, если их брали в сериал, это гарантировало им зарплату (какую-никакую) в течении относительно долгого времени, но сериалы всё равно кончались, и актёры снова голодали, пока не находился новый проект. Мне трудно себе представить, как человек может добровольно выбрать профессию, где нет стабильного заработка. Я хочу сказать, что самореализация и прочие ништяки здесь совершенно не причем — вопрос стоит очень просто — надо оплачивать счета, как бы тебя не пёрло от твоей профессии, если ты выбрал нечто, не гарантирующее тебе в следующем месяце определенную сумму денег — ты самоубийца, ты потеряешь всё из-за своего не совместимого с жизнью выбора.

И вот сейчас появилась такая забавная вещь, как краудфандинг, всякие западные Кикстартеры, наши жалкие пародирующие Бумстартеры и всё в таком духе. Это интересная тема, если ты хочешь создать некий конечный продукт, он появится — и ты займешься чем-то другим, то есть у тебя есть возможность выпасть из некой реальности на срок создания проекта, финансируемого добровольцами, а потом вернуться в эту реальность, и у тебя там и работа не прогорела, и зарплату очередную дадут, и вот это всё.

Но если вы всё же не актёр, а скажем, обыкновенный админ, как я, и у вас есть некое имя, которое вас кормит в вашей местности, и вас забудут, если вы займетесь чем-то другим — тогда у вас нет возможности просто заменить зарплату на работе на зарплату от краудфандеров. Потому что когда проект закончится, вы останетесь ни с чем, на старую работу обратно вас больше не возьмут. Пока вы работаете и параллельно делаете еще что-то, что вам нравится, ни с кого за это денег не прося — вы, во-первых, имеете полную свободу творчество, вы никому ничего не должны. Во-вторых вы можете взять и перестать этим заниматься как только вам этого захочется, вы никому ничего не должны. В-третьих если вы в очередной дэдлайн не выложите очередную итерацию проекта — недовольные могут просто пойти в жопу, потому что вы никому ничего не должны. Стоит принять чьи-нибудь деньги, и на этом всё удовольствие от проекта закончится. Одна работа просто сменится другой. А работу от хобби отличает не столько возможность заниматься хобби не в строгом с соответствии с некими правилами, сколько склонность начинать подсознательно ненавидеть то, что называется работой, даже если это любимое дело всей жизни.

Я бы мог еще очень долго рассуждать об ограничениях того же Бумстартера. Например, по его правилам я не имею права собирать деньги на новую видеокамеру. Я бы мог размышлять о том, что вообще считать конечным продуктом — собирать деньги на каждый выпуск? А сколько? Скажем, мне нужна неделя на выпуск. Предположим, вот предположим, я работаю на одной работе и получаю на ней среднеадминскую зарплату по стране, ну, там, 80 000 рублей в месяц. Эта работа жрёт всё моё продуктивное время, и чтобы заниматься обзорами, мне надо гарантировать себе получение в этом месяце восьмидесяти тысяч, а главное, гарантировать их получение в следующем, и следующем, и следующем месяцах. Это значит, что а) стоимость одного эпизода равна где-то 20 000 рублей. б) я могу согласиться заниматься этим только, если оплачен будет хотя бы сразу сезон, ну, пускай хотя бы на пол-года. Это 24 эпизода, скажем. То есть 480 000 рублей, пол-миллиона. За пол-года. Да я скорее в колодце утоплюсь, чем попрошу таких денег на эту чушь. Но варианта просить меньше у меня нет, потому что моя жизнь уже заложена в расчете на некую сумму денег (на самом деле куда больше предложенного мной среднеадминского варианта), и долгосрочные счета мне надо будет оплачивать вне зависимости от того, какая будет судьба у проекта, захочет ли кто-нибудь финансировать его в следующем месяце так же бодро, как согласились финансировать в этом, и так далее, и так далее.

Но я не буду об этом долго рассуждать, потому что основную причину, почему я не могу освободить под это время, я уже и так назвал. Да, теоретически, если объявить сбор средств выпусков на 50, и собрать их целиком — можно сделать сезон какого-нибудь нового шоу, полностью его придумать. Но это надо сразу закладываться на миллион, на кой вам чёрт это надо? Да и мне совесть не позволит. Знаете, я даже голосовалку для смеха сделал:

[poll id=»12″]

Так что сделайте одолжение, перестаньте уже спрашивать про краудфандинг.

56 комментариев

  1. Sergey Protsenko 21 июня, 2015 8:01 пп  Ответить

    Да, тоже думал (и не один раз) о том, что если начнутся вот такие краудфандинги, то 16-бит и всё остальное творчество Дмитрия превратится в некую работу, где он будет «кому-то что-то должен». Опять же попрут недовольные, орущие: «я заплатил, где мой охенительный видос?!??! А мне вот этот момент не понравился, переделай.» Ну и всё такое. В общем, Дмитрий очень правильно всё описал. Конечно, если сейчас запустить краудфандинговую программу, я не сомневаюсь, что она всего наберёт нужную сумму. Но действительно, стоит ли оно того? Как он и описал «удовольствие от проекта закончится», появятся какие-то рамки и ограничения и это печально, я считаю. 🙁

  2. Даниил Долбня 21 июня, 2015 8:14 пп  Ответить

    Дим,большинство твоих фанатов люди взрослые,адекватные и всё прекрасно понимают.Только почему ты делишь мир на чёрное и белое? Не надо никакого 3го сезона если нет времени\сил\желания.Просто делай видео любого формата с минимумом монтажа когда сможешь!!И всё!Мы будем тебе за это безумно благодарны! Пусть это будет хоть одно видео в 3 месяца,снятое как в старые времена на вёб-камеру без сценария! Многие вообще считают что именно эти твои видео самые тёплые и «настоящие». А уж если помимо этого ещё какой-нить обзор дримкастовской игры запилишь,так и вообще для нас праздник настанет.

    • Sergey Protsenko 21 июня, 2015 8:18 пп  Ответить

      Поддерживаю! Видосы любого формата/содержания в режиме «сделаю_когда_сделаю/будет_время/желание/силы» — самое то.

    • Сергей Пономарёв 21 июня, 2015 8:43 пп  Ответить

      Поддерживаю. Мы просто будем ждать.) Совершенно неважно, когда и как выйдет хоть что-то. Если Дмитрий просто вдруг каким-то чудом найдёт время, я обязательно посмотрю.)

      • Данил 21 июня, 2015 9:00 пп  Ответить

        +1, было бы здорово для всех

    • Чеб 22 июня, 2015 10:11 дп  Ответить

      Поддерживаю. Ты можешь делать выпуск раз в месяц, может быть даже в два, но мы будем рады и такому количеству.

  3. Geezer341 21 июня, 2015 8:38 пп  Ответить

    Присоединяюсь к комментариям выше. Есть время и настрояние — сделал видос, просто так, ни стого ни с сего, все только рады будут, а следущее видео — в следующий раз, когда будет тогда и будет… 😉

  4. Geezer341 21 июня, 2015 8:40 пп  Ответить

    *настроение

  5. stein 21 июня, 2015 8:47 пп  Ответить

    тоже поддержую,все правильно написано, видео если и будут то должны быть от души, по желанию,на тему какая вздумается и когда вздумается, мы будем благодарны любым видео и обзорам даже раз в полгода))) и не надо себя загонять в какието рамки, пусть это останится исключительно хобби, тогда удовольствие от этого будут получать все))

  6. menson 21 июня, 2015 9:33 пп  Ответить

    Можно в шутку обзор на своего кота снять.

    • Сергей Пономарёв 22 июня, 2015 6:28 дп  Ответить

      Слушайте, это гениальная идея.) Можно же начать хотя бы с процессора у кота.) 120 герц там, не меньше.)

  7. Владислав Кершман 21 июня, 2015 9:42 пп  Ответить

    Дима, тут я тебя полностью поддерживаю.
    В тысячный раз повторю: Хобби — должно оставаться хобби!

    На своей шкуре проверенно. На работе в банке — я сисадмин., а вот в свободное время занимаюсь фотографией, последние 2 года фотография стала приносить доход больший в 2 раза чем официальная работа, НО я никогда не буду называть себя профессиональным фотографом, т.к. это для меня хобби., как и любое хобби иногда становится приторным, нужно развиваться и идти дальше, иначе жить не интересно…

    Делай, то, что тебе интересно! Делай СВОИ обзоры от Дмитрия Бачило, делай без монтажа, как это было с смотром игр ДримКаст, я с удовольствием смотрю всё, что ты вещаешь! Главное — Жить для себя, а не для кого то…

    з.ы. Но мы всё же надеемся на третий сезон…, вот такие мы лицемеры)

  8. Матвей Роднов 21 июня, 2015 10:22 пп  Ответить

    Действительно, нестабильность — это порок нашего времени. Толкать тебя на такое, мы не имеем права, но мы очень нуждаемся в твоих видео, как бы глупо это не звучало.
    #BochaComeback

  9. Григорий Микрюков 21 июня, 2015 10:24 пп  Ответить

    Всем добра ! а если вот ну просто прикинуть, мне нравится шоу я скажем легко и не напрягаясь могу перечислить ну скажем тысячу рублей (это на минуточку полящика пива) , если грубо посчитать на каждое шоу выходит 4000-8000 и выше лайков, это люди которым реально нравится шоу, так если из 4000 людей хотя бы тысяча отдаст по полящику пива и это простимулирует Диму делать дальше свое творчество — так чорт победи Я подписываюсь на это ! и вообще сисадмины достаточно сплоченные люди! да чорт побери даже если все 1800 человек из уголка по 500 руб скинутся и то почти миллион будет ! но как подметили ребята выше, да и ты Дима я не хочу чтоб это превратилось в обязанность и что ты что-то кому-то должен ! но давайте посмотрим на вопрос с другой стороны, ведь Дима не рас говорил что шоу оплачивается каналом Геймс чтото там ) такчто все 80 выпусков это жэ была работа ! вообщем на сколько это бы не была шуточная тема и голосование «ради смеха» Я — готов и Я подписываюсь , и думаю хотябы тысяча человек со мной согласится !

  10. Альхат 21 июня, 2015 10:31 пп  Ответить

    Дмитрий! В интернете есть огромное количество различных видеоблогов и просто блогов. Далеко не все блоги ведут под конкретное финансирование. Серьезной монетизации от Youtube никто уже и не ждет. Платные видео — все равно воруют пираты. НО! Все равно люди работают. Во-первых многие вставляют рекламу в свои видео. Рекламируют определенную продукцию. Не гугловская реклама, а полноценная, как по ТВ, с перерывом в видео. Многие пиарят различные фирмы и предприятия. Тоже прибыль. Многие просто пиарят себя и свои услуги/товар. Никто не работает с гарантией получения прибыли. У всех есть основная работа. У всех есть затраты на съемки/монтаж. Никто не требует выкладывать новое видео каждый день. Но раз в неделю можно. Хотя стандарт сейчас — два видео в неделю. Но при всем этом, все эти передачи и онлайн журналы вовсю процветают и получают нехилую прибыль. На мой взгляд вам, при желании, вполне возможно продолжать работать. Снимать видео и радовать нас. Ваших фанатов. Всегда будут недовольные. Всегда будут «умники» и «эксперты». Не надо сильно на это обращать внимания. Вон у автомобильных блогов настоящие войны между собой разворачиваются. У одного канала вообще, дизлайков больше, чем лайков. Просто даже у этих каналов есть свои фанаты, которые всегда поддерживают ведущего. И именно ради них он и работает.

  11. Григорий Микрюков 21 июня, 2015 10:32 пп  Ответить

    еще хочу добавить что , как я пологаю, целевая аудитория шоу это возраст гдето 25-32 года, тоесть уже вполне себе платежеспособные люди которые уж тышшу рублей не зажмут, а ктото думаю винет и больше 😉

  12. Cfr 21 июня, 2015 11:05 пп  Ответить

    Ты несколько миллионов соберешь если все кто смотрят твой канал скинутся всего лишь по сто рублей.

  13. Святослав 21 июня, 2015 11:10 пп  Ответить

    Димон, Нам действительно жаль, что так произошло, но ваши видео — это просто шедевр. И дело здесь не в качестве, а в человечности. Ни один видеоблоггер НЕ вкладывает столько человечности в видео, как вы. Нам не хватает ваших видео. Возможно …. позже, когда у вас будет свободно времени хотя бы 10 мин …. вы вспомните о нас …. старых поклонников, которые никогда не успокоятся и будут вечно ждать ваши новые видео.

  14. Сергей Карпунин 21 июня, 2015 11:17 пп  Ответить

    учитывая то , что первые два сезона на фоне уже раз пять проигрались пока я работаю дома, так третий им бы не помешал. поэтому я за спонсирование. тысячу рублей готов пожертвовать.

  15. Владислав 21 июня, 2015 11:38 пп  Ответить

    Понятное дело такой суммы не наберется, даже на половину сезона, но вот восстановить блог и выпускать видео по возможности было бы уже хорошо

  16. тимофей 21 июня, 2015 11:49 пп  Ответить

    Дима, мыльные российские мелодрамы собирают бюджет в 2-3 раза больше, я думаю твоя аудитория поддержит тебя, а в частности я.

  17. NikLegaloff 22 июня, 2015 12:24 дп  Ответить

    Ok, тогда не краудфандинг, а просто делай по мере своего свободного времени/сил/желания. И добавь удобную кнопку donate. Знаю, есть раздел на сайте, но у меня нет webmoney или yandex.money, но я могу оплатить картой и мне не жалко 1000р за то удовольствие, что я получил просмотрев все твои видео (в рамках 16 бит и не только). Да и две не жалко. И хобби останется, и глядишь за год накопиться на какой-то хороший бонус.

    • Михаил 22 июня, 2015 2:50 дп  Ответить

      Создаёте почту на Яндексе, идёте в Деньги, привязываете там к кошельку любую банковскую карту — и оплачиваете банковской картой везде, где просят Яндекс.Деньги.

    • Михаил 22 июня, 2015 2:51 дп  Ответить

      Ещё как минимум в терминалах Сбербанка есть возможность положить деньги на любой кошелёк. Про другие не знаю.

  18. Петр 22 июня, 2015 12:30 дп  Ответить

    Полностью согласен с видео «когда сделаю, тогда сделаю» всегда любил вас смотреть, очень жаль, что больше не вещаете, возвращайтесь скорее 🙂

  19. Дмитрий Никитин 22 июня, 2015 12:52 дп  Ответить

    1000000 рублей в нашей стране это вообще не деньги практически. Думаю что соберут. Ведь смотрят не только русские но и из других стран. Вполне уверен что сумма не только будет набрана но еще и сверху останется!
    Если каждый скинет по 1000 рублей — это 10000 человек..всего какой-то месяц,и все. Это вполне себе реально. Ну во всяком случае кризис уже малость миновал. Тем более о многом не рассказано да и про новые всякие технические новинки..

  20. Andrew Polan 22 июня, 2015 12:59 дп  Ответить

    Раз уж такая возня пошла и сумма в миллион наверно не из головы взята, я понимаю что считать чужие деньги не принято, но просто из праздного любопытства, во сколько обошлись Games Busters 80 выпусков 16 бит тому назад?

    • Bocha 22 июня, 2015 7:56 дп  Ответить

      В намного меньше. Когда меня подобрали GB, у меня ничего для них не было, ни подписчиков, ни имени, ничего. Но и я хотел для них работать без денег, потому что во-первых это был шанс, во-вторых у меня не было никакой фулл-тайм работы. То есть если бы меня попросили бы в тех обстоятельствах так же оценить свой день, цифра вышла бы намного меньше. Сегодня у меня другая ситуация, и тогда отказаться мне пришлось от намного меньшего, чем пришлось бы сейчас. Если бы сейчас у меня по прежнему не было бы имени и подписчиков, и пришли бы GB, я бы просто сказал им нет, и всё.

  21. Максим 22 июня, 2015 6:00 дп  Ответить

    если подумать то в таком виде крауфтфандинг не очень… Дмитрий это конечно хотелки все- но делайте просто … ну как бы в свободное время… Хоть небольшие выпуски… Хоть раз в месяц. вы же знаете- ваше комьюнити будет рада любому материалу от вас.

  22. Павел 22 июня, 2015 6:42 дп  Ответить

    Мне кажется, лучше Дмитрию на энтузиазме делать шоу, да и если у него будет желание. Такие ролики приятней смотреть, когда человек вносит свою частичку души. Ну а если бы за шоу дали такую сумму, я был бы не против, т.к. шоу интересное.

  23. kotovski 22 июня, 2015 7:42 дп  Ответить

    поддерживаю идею , думаю каждый кто любит твое шоу , может легко рубликов по 500 тебе закинуть , вот тебе и лимон!
    заодно и проверим , насколько искренны тут были признания в любви к твоей работе и персоне!

    • Григорий Микрюков 22 июня, 2015 9:04 дп  Ответить

      вот кстати да, как говорится языком молоть то мы все горазды, мне самому интересно сколько народу реально докажет свою преданность творчеству Димы! я думаю лям наберется легко думаю даже больше

  24. George Shustin 22 июня, 2015 8:17 дп  Ответить

    Дмитрий, есть такая чудная система как patreon, которая позволяет брать деньги за каждое выпущенное видео постфактум, а не собирать занебесную сумму на большой проект заранее.

    • Bocha 22 июня, 2015 9:41 дп  Ответить

      Есть, и я там саппорчу кое-кого, проблема в том, что патреон — за него сегодня дали денег, а завтра — не дали, и привет. Да я всё уже сказал об этом, без гарантий всё это слишком рискованно.

      • George Shustin 22 июня, 2015 10:26 дп  Ответить

        Я не предлагаю пытаться сделать патреон основным источником дохода, но если Вы будете продолжать выпускать время от времени видео, с него может получиься приятный бонус.

  25. Vadim Bochkov 22 июня, 2015 10:42 дп  Ответить

    Дим, если не секрет, а 16 бит оплачивались? И если да — в каких размерах?

    • Vadim Bochkov 22 июня, 2015 10:44 дп  Ответить

      А, почитал комментарии, можете не отвечать. Кстати, прицепить функцию удаления своих комментов было бы неплохо

  26. Максим 22 июня, 2015 10:47 дп  Ответить

    Объективно говоря, тысяч 200 собралось бы. Миллион — только если нашлась бы пара-тройка эксцентричных (в хорошем смысле слова) весьма обеспеченных людей, которые внесли бы львиную долю сбора, как это обычно и происходит.

  27. B Dick 22 июня, 2015 1:56 пп  Ответить

    Боча все правильно написал. Новый сезон 16 бит не стоит того, что бы задвинуть реал на пол года — год под шконку. Нам то смотреть 20 — 30 минут по четвергам, а для Бочи это геморрой с возможными последствиями в реале. Не стоит. Лучше уж 16 бит останутся той хорошей историей когда то рассказанной нам.

  28. Roman San 22 июня, 2015 2:18 пп  Ответить

    Дима, делай выпуски и обзоры так как удобно и когда удобно ТЕБЕ. А мы просто будем ждать и радоваться новым видео)
    (И не обязательно делать большие выпуски. Тут главное, чтобы было что то новое и интересное. ИМХО)

  29. Сергей 22 июня, 2015 5:47 пп  Ответить

    Дим, я киви просил. Если нет, пришли на мыло номер карты сбербанка или унк ВТБ24. Не буду описывать, что фанат и прклонник, просто посмотрел все выпуски, слежу за творчеством и хочу хоть как-то компенсировать потраченное на мой расслабон твоё время! Вдруг ты продолжишь в том же духе. Ну а нет, так нет.

  30. Mixrosxema 22 июня, 2015 7:48 пп  Ответить

    однако не видеть нам интересных историй от Дмитрия(

  31. Дима Демкив 22 июня, 2015 9:59 пп  Ответить

    Согласен токо в спасибах сделай ukR и evro webmoney Так как хочю поблагодарить но из польши немогу никак придумать(

  32. SawderVelnave 23 июня, 2015 10:43 дп  Ответить

    Немножко непонятно. Голосуют, видимо, по инерции за всё, чтобы да. В комментариях совершенно другое мнение, и именно к нему я присоединяюсь. Мне нравилось, когда выходили видео just for fun, поэтому не очень хочется, чтобы Дмитрий загонял себя в рамки краудфандинга. Лучше пускай будет так же, как и было, график и частота выхода видео совершенно не важны, главное, чтоб не превращалось всё это в нудную тягомотину по прихоти зрителей.

  33. Арсен Iegova 23 июня, 2015 3:35 пп  Ответить

    У димы 40к подписчиков, если каждый кинет по 25р то вполне лям соберем. Хотя если учесть опыт Юры Хованского то ему собрали 400к на 6 серий, и они оказались ниочем.

  34. Александр Раженков 23 июня, 2015 8:47 пп  Ответить

    Сожалею, что поздновато прочел, но выскажусь. Судя по описанию, краудфандинг в том виде, в котором он сейчас есть, не подходит для выпуска шоу аля 16 бит. Думаю вопрос надо ставить следующим образом: «Господа, хотите шоу — «купите билеты» нужно то — то, то — то, как соберем — будет.

  35. proFFF 24 июня, 2015 4:46 пп  Ответить

    Дмитрий, ты наверное Cisco админ или работаешь с несколькими клиентами на удаленке?

  36. Ромчик Гуцул 24 июня, 2015 5:15 пп  Ответить

    за 3й сезон 16 бит я готов заплатить 5 баксов,
    нет, вру, все 10 а то и 20…

    сам не поверил что сказал о_О

    =)))))

  37. Aleksandr Vasilchuk 24 июня, 2015 11:00 пп  Ответить

    Дмитрий, будем ждать сколько надо.
    Лишь бы были новые выпуски
    Мало кто может так интересно делать обзоры

  38. SaDDaM 25 июня, 2015 11:51 пп  Ответить

    Советую не смотреть на то, что выигрывает вариант «ДА». Проголосовавшие в большинстве не скинутся. Делайте так как посчитаете нужным.

  39. Вячеслав 30 июня, 2015 2:10 дп  Ответить

    Я поддерживаю вариант ДА. Если Я как и все остальные поддержат по $1 за каждый ролик, то соберется нужная сумма. Если нет, вернете деньги и забьёте на «тему».

    Но повторюсь, выбор за Вами.

Leave a reply to SaDDaM Cancel reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.