Продолжаем разгадывать ноутбук Acer

Ставим FreeDOS и Windows 7 (впервые на этом ноуте). Кое-что проясняется.

P.S. Видео уже посмотрели представители Acer и сейчас оно добирается до FreeBSD Core Team, но только английская версия конечно. Её можно глянуть, если кому интересно, ТУТ

61 комментарий

  1. Олег Никонов 25 марта, 2016 8:23 пп  Ответить

    Извините что оффтоп, просто хотел спросить. Почему каждый раз авторизация через тот же твиттер происходит как в первый раз?

  2. lacry174 25 марта, 2016 8:24 пп  Ответить

    Ура я первый. Дмитрий почему ты вечно как будто бухой? Кстати что то со светом. А на некоторых ноутах delete открывает bios.

    • lacry174 25 марта, 2016 8:26 пп  Ответить

      Черт уже не первый

    • Bocha 25 марта, 2016 8:33 пп  Ответить

      на ноутах всё же чаще F2. Но тут-то гадать не приходится, всё написано на экране. Впрочем, не думайте, что я не пробовал del и другие известные сочетания 🙂 Никак.

      • lacry174 25 марта, 2016 8:37 пп  Ответить

        Но я же не мог держать это в себе. А вдруг вы Дмитрий этого не знали.

  3. Troy 25 марта, 2016 8:35 пп  Ответить

    Привет, Дмитрий!

    Возможно ли сделать в рамках «Видео на салфетке» обзор твоего места работы? Ну и вообще, не только самого места, а и рассказать, чем занимаешься и т.д.

    Заранее большое спасибо!

    • Bocha 25 марта, 2016 8:39 пп  Ответить

      У меня нет как такового места работы. Я оказываю услуги от лица компании, в которой работаю один, и офиса у неё нет. У неё вообще ничего нет :-))) Кроме заказчиков.

      • Troy 25 марта, 2016 11:45 пп  Ответить

        Ну хотя бы обзорыч того места, где происходили съемки всех Видео на салфетке, уже будет неплохо

  4. EliWolf 25 марта, 2016 9:01 пп  Ответить

    Дядя Боча, а как обезопасить южный мост ноута?

    • lacry174 25 марта, 2016 9:39 пп  Ответить

      Охлаждение поставить

    • lacry174 25 марта, 2016 9:48 пп  Ответить

      Если позволяет высота, то можно попробовать как в «старину» с видяхами делали, если на мосте нет радиатора, то можно например из листа меди вырезать кусок и приклеить на термоклей(в случае со старыми gf2 mx и подобными, это были медные монеты монеты) , но тут конечно надо следить чтоб ничего не замкнуть попутно, но можно что то подложить, если с медью туго то можно попробовать откусить «ребро радиатора» и так же прилепить на термоклей. Но конечно это все колхоз и прежде чем что то делать подумайте своей головой, А так же не забывайте мониторить температуру и менять термопасту,

  5. Nick_Most 25 марта, 2016 9:25 пп  Ответить

    Попытался порыться в исходниках, и если во фряхе я так и не разобрался, то в линуксе как минимум состояния индикаторов, а также зажатие шифта / контрола / альта на клавиатуре считываются через прерывания. Так что, судя по всему, дело вовсе не в том, что фряха работает с клавиатурой на более низком уровне. За сим откланиваюсь, и продолжаю самообразовываться, разбирая исходники в поисках разгадки.

  6. Hemulo 25 марта, 2016 9:59 пп  Ответить

    Кстати, а что если чисто для эксперимента попробовать поставить какой-нибудь более древний дистрибутив Linux. Возможно, что в древних ядрах ввод с клавиатуры может быть реализован иначе. Хотя не факт, конечно. Просто подумалось. А может там вообще половина железа не увидится т.к. тупо дров не будет.

    У меня валяется коробочная версия ASPLinux, кажется, на 6 CD-ROM купленная мной в 2002 году в магазине где как мне кажется, этот диск был единственным лицензионным диском из всего продававшегося там ассортимента. Когда-то я им пользовался… а сейчас как-то вспомнил в контексте…

  7. Wolphin 25 марта, 2016 10:08 пп  Ответить

    В файлах atkbd.c и pckbd.c есть некий механизм для борьбы с потерей прерываний. В комментрариях к нему говорится, что причины проблемы автору установить не удалось. Возможно, что он каким-либо образом компенсирует неисправность. Вот ссылка — https://github.com/freebsd/freebsd/blob/master/sys/pc98/cbus/pckbd.c . Функция pckbd_timeout(), строка 246.

      • Wolphin 26 марта, 2016 12:14 пп  Ответить

        Я тут ещё немного почитал эти файлы. Из того, что мне удалось понять, у этих драйверов есть функции доступа до полной инициализации системы, что может объяснять разное поведение на разных этапах загрузки.
        Хак для работы при потере прерываний, как мне кажется, может вызывать потерю символов при быстром вводе.
        Но я не могу быть хоть в чём-то уверен, если не знаю, что работает у вас. Можете посмотреть название dev’а клавиатуры и её драйвер?

  8. Hemulo 25 марта, 2016 10:26 пп  Ответить

    Вот тут ещё вопрос появился по поводу dd.

    Если скопировать подобным образом, как показано в видео, NTFS-ный раздел одного диска в другой физический диск заведомо большего размера, то как будет выглядеть оставшаяся часть неиспользованного пространства?
    Будет ли она доступна как не размеченная область или как-то так?

    Я, обычно, при клонировании дисков из под Линукс заранее создаю новый раздел точно такого же размера на новом диске, а потом туда копирую образ. Вот подумал, что может я делаю лишние действия и можно заранее не разбивать целевой диск?

    Хотя во Фре другая файловая система и я уже плохо помню в чём отличие фрёвых слайсов от логических дисков того же Линукс.

    Хотя на видео вроде никаких слайсов не было, тем более, что это NTFS.

    Т.е. /dev/da0 — тут это, если я правильно понимаю, аналог линуксовского /dev/sdb (всего диска без указания конкретного раздела). Тогда при копировании с помощью dd из образа в диск будет ли, благодаря копированию структуры NTFS, автоматически создан первый логический раздел (в терминах линукс /dev/sdb1) ?
    Или всё будет установлено на условный раздел /dev/sdb т.к. он тоже сам по себе является блочным устройством (я так делал загрузочные флешки на ext4)?

    • intr0ver 26 марта, 2016 2:16 дп  Ответить

      Целевой диск можно заранее не разбивать, оставшееся место будет просто неразмеченной областью.

    • Bocha 26 марта, 2016 4:57 дп  Ответить

      В целом правильно понимаете. dd всё равно, какая там файловая система, он просто клонирует состояние секторов диска. Образ NTFS на больший диск клонируется так же, как на любой другой, остальная область останется просто неразмеченной, можно сделать из неё еще один раздел потом. «автоматически создан» — не правильная трактовка. Просто информация о его существовании будет скопирована из таблицы разделов исходного винта, это ведь такие же данные на диске, как и любые другие.

      • Hemulo 26 марта, 2016 8:10 дп  Ответить

        Ну, про «автоматически» я имел в виду «не явно».
        Спасибо! Я почему-то, не задумывался о такой возможности.
        Поэкспериментирую.

  9. Сергей Токаренко 25 марта, 2016 10:37 пп  Ответить

    Когда выясните какой кусок кода и где он во FreeBSD Прошу вас Дмитрий рассказать\снять видео и объяснить все таки в чем магия. Спасибо

  10. Николай 25 марта, 2016 11:43 пп  Ответить

    Все просто — юг умер «не полностью». Во первых, судя по тому что работает сеть, а значит ethernet контроллер — а он таки подключен по шине PCI через южный мост) Схема этого ноутбука кстати давно есть в сети — можешь проверить, вообще нужно с этого и начать разбирательство а не выдумывать и ныть, чем ты занимаешься почти все время этого видео. Итак, уже можно на 100% сказать что юг умер не полностью, ибо интернет работает, PCI шевелится. Идем дальше — клавиатурой управляет kbc (keyboard controller) или EC (embedded controller) контроллер (еще чаще мульт), хоть он и обзывается так, на самом деле ( может и выполняет ) кучу других вещей и по сути является главным микроконтроллером платы,(смотрим схему опять же) отвечает за старт ноутбука, контролирует температуру процессора (управляет куллером), отвечает за инвертор подсветки и питание батареи, обеспечивает поддержку для тачпада и встроенной клавиатуры, наконец СВЯЗЫВАЕТ СЕВЕР И BIOS. Является сердцем платы, ВЫПОЛНЯЕТ ПРОЦЕДУРЫ ХРАНЯЩИЕСЯ В BIOS.

    Кстати вот тебе и во вторых — тоже подтверждение что юг частично жив, ноутбук же стартанул каким-то образом, биос через кбцху(мульт) запустил же его как-то.

    А с севером кбц в этом ноутбуке связывается по шине LPC bus у которой МОЖЕТ менятся пропускная способноть в зависимости от режима обмена; ЕСТЬ отдельные режимы обмена для работы с устройствами ввода-вывода (на разной скорости соответственно). Собственно говоря в медленном режиме lpc линия отвечающая за клаву как-то работает, а так сказать на полную нет. Отсюда и работают частично только медленные нажатия на клавиатуре!

    Подобная ерунда часто происходит например с видеокартами — в 2D режиме работает прекрасно, все кажет) в 3d неможет, драйвер отваливается, зависает. Потому что разные участки чипа за это отвечают, 2d жив полностью а проблема где-то в куске отвечающем за 3d. Кстати если кто видел «горелые» (пробитые) микросхемы, они не сгорают полностью а выгорает какой-то кусочек, чаще точка, которую отчетливо можно увидеть глазами от силы пара % от всей микросхемы.

    А почему FreeBSD умеет в медленном режиме lpc работать а винда , хубунты и собственно DOS нет))), это особенности строения ядра системы. Конкретнее уже к разработчикам бсд, при желании можно и самому разобраться только времени много надо потратить на копание в коде.

    Ну и добить, жесткий диск тоже через южный мост подключен, работает же, системки грузяцо)) Туда же, в копилку доказательств частичной дееспособности юга…у тебя только юсб контроллер и аудио контроллер полностью отвалились видимо.

    P.S превед всем мастерам с которыми ты по этому поводу общался, пускай свои сервисы позакрывают, а дипломы об образовании ( если у них есть) свои выкинут.

    Ты кстати если являешься каким-либо инженером тоже выкинь))

    • Melch 26 марта, 2016 8:12 дп  Ответить

      Чего ты нового сказал? Об этом в видео говорится, а на основной вопрос в котором и пытаются разобраться ничего не ответил. Для медленных или невнимательных… ВОПРОС не о, том что южный мост не до конца сгорел — поэтому и работает частично, а «ЧТО такого в коде FreeBSD, что только ОНА работает?».

      Только сегодня подумал, про то, прикольно от Дмитрия какой-нибудь How to полезный получить, но тут же понял, что он не будет этого делать, потому что сам знает какие мудаки некоторые «админы» с завышенным ЧСВ бывают — очевидную вещь напишут, но в такой форме, что автор-дебил не знал, поэтому и не сказал. Ну не держится собственный интеллект у них промеж «булок», а порой именно там он у них и живет.

    • владимир 26 марта, 2016 12:44 пп  Ответить

      Уже тысячу раз это все упоминалось другими комментаторами, ничего нового не рассказал умник. Читай пред. комменты прежде, чем умничать тут.

  11. Сергей Кошкин 26 марта, 2016 12:29 дп  Ответить

    Ребята помогите пожалуйста! Купил ноутбук Dell inspiron 5558. На нем стоял Ubuntu, OC хорошая, но мне все же было не привычно ей пользоваться и я решил пока поставить windows 7. Форматировал винчестер поставил семерку и взялся за драйвера.Первым делом решил поставить драйвер от Etherner контроллера,чтобы не мучатся с перекачиванием драйверов с флешки и другого компа. До установки в диспетчере устройств сетевая карта определялась как Ethernet контроллер, я установил дрова, подключил кабель и интернет заработал, но я не посмотрел определялась ли карта в диспетчере. Далее я решил скачать net framework 4.5 . Поставил перезагрузил,но интернет пропал(компьютер не видел кабель). Подумал дело в самом кабеле, но на другом компе он работал. Я снова переустановил винду,но результата это не принесло. Самое интересное, что в диспетчере устройств сетевой карты нету, а при переустановки драйверов пишет «Контроллер сети Realtek не был найден. Если на вашем компьютере включён режим глубокого сна, пожалуйста, подсоедините кабель»(В режим глубокого сна я не уходил). Я уже начал думать не ужели на новом компе и сетевая карта полетела?Кто может подскажите в чем проблема?Драйверы устанавливал с сайта производителя.С wi-fi все в порядке.

    • Дмитрий . 26 марта, 2016 4:52 дп  Ответить

      У меня похожая беда была на стационарнике, так там встоенная в мамку сетевуха была отключена в биосе. Проверь у себя, мб такая же фигня, хотя маловероятно что в биосе ноута такая опция вообще будет.

      • Сергей Кошкин 26 марта, 2016 8:21 дп  Ответить

        Вообще на этом ноуте какой-то другой биос.(у него слеаа выпадающее меню, а справа окно с информацией и взаимодейтсвием). Если я правильно понял английский, то я вроде включил ее. Но попробую еще раз

  12. Stein 26 марта, 2016 1:30 дп  Ответить

    давно заметил эту особенность фряхи, был у меня комп с постоянно отваливающейся клавои, и клава, если ее не передернуть нигде не работала кроме фряхи, возможно фряха в отличии от других ос работающих с клавои через апи или биос действительно работает с портом и клавои напрямую на низком уровне что позволяет в данном случае получить к ней доступ, очень интересна развязка, в чем собака зарыта))))

  13. intr0ver 26 марта, 2016 4:38 дп  Ответить

    Ждал, что покажет диспетчер устройств. Клавиатура таки определяется, причём и винда и биос её видят, клава даже разговаривает со всеми, а понимает её только фря.

    Юга мост разведён
    Красный демон оставил
    Вопрос под луной

  14. Vold 26 марта, 2016 12:30 пп  Ответить

    Так то не бывает таких случаев, что такие СБИС, подыхая при столь высоких температурах выходят из строя частично. Обычно в кристалле и в подложке начинается цепная реакция и полное разрушение и КЗ. Чтоб вообще вся плата не начала гореть, есть предохранители в виде низкоомных резисторов по питанию моста, и контроллер питания принимающий решение, дать или нет питание на мост.

    То что в lspci что-то видно, как определившееся, это враньё, инфу об устройствах даёт BIOS.

    В старых компах IBM AT главной шиной для расширений выступала ISA, а клава кажись вообще работала почти на прямую с контроллером прерываний.

    Потом AT сменился сначало на PS/1 и потом на PS/2, где была представлена новая шина MCA (может это и есть PCMCA?), сменился тип клавиатурного порта, добавился порт для Mouse, и наверно способ общения этих девайсов с CPU.

    Раньше южных мостов небыло, только северный. Южный появился, когда решили интегрировать некоторый функционал прямо в мать (IDE, USB и тп), а клава уже была до этого.

    Предположения:
    1. Клава в DOS работала через функцию DOS int 21h, но эта функция была и в BIOS, только тормозила она, пока не появилась возможность кеширования BIOS. Может пашет через функции в BIOS (наследие старины)? В DOS вроде int21h не совсем был прямым доступом
    2. почти к любому устройству на матери есть возможность прямого доступа без оглядки на инфу от BIOS ?
    3. Клавиатура PS/2 пашет через PCMCA?
    4. Клавиатура определялась при инициализации BIOS и если нет подключения, то просил нажать F1, позже подключенная клава уже не виделась, но може есть способ работать с ней, когда Вы подключили её уже позже?
    5. Plug and play появился гораздо позже, а многие OS только по PnP механике работают?

  15. Vold 26 марта, 2016 12:42 пп  Ответить

    Да и вообще походу надо смотреть документацию по PC, где всё ещё много хлама для совместимости )))

  16. Vold 26 марта, 2016 12:47 пп  Ответить

    Да, клавиатура PC это serial порт, раньше клавиатурные разъёмы были огромными такими гребенками. Значит где-то на плате есть схема serial to parallel.

  17. ElkTheSenior 26 марта, 2016 3:59 пп  Ответить

    Дмитрий, почему бы просто, внимательно (покадрово) не посмотреть на строчки загрузчика (booting`а) FreeBSD ? Неужели там нет ничего интересного ?

  18. Дмитрий 26 марта, 2016 4:25 пп  Ответить

    Здравствуйте

    Теоретически все довольно понятно. Вся эта переферия должна работать по прерываниям, что она и делает. Контроллер этого дела погорел успешно. А Free BSD для гарантии и обеспечения стабильности системы не только ждет прерываний но и сама с определенным строго заданным периодом опрашивает соответствующие порты и смотрит что в них.
    С уважением, Дмитрий

  19. Дмитрий 26 марта, 2016 6:25 пп  Ответить

    Все относительно просто. PS/2 клавиатуры работают по прерываниям, что избавляет от необходимости постоянного их поллинга (в отличии от юсб). И видимо драйвера всех прочих операционок полагаются на это. Но не юсб. Если посмотреть на исходники драйвера atkbd, то видно, что он производит периодический опрос ps/2.

    Мое предположение такое, при выгорании южного моста, у тебя отвалилась часть, которая генерировала прерывания для системы, и теперь при нажатии кнопок, система не знает, что кнопка была нажата и это нужно обработать. Бздя в свою очередь, помимо этого производит опрос регистров, и при нахождении данных — выводит их на экран. Этим и объясняется заторможенность ввода. Чисто теоретически, ты можешь поднять в источниках частоту опроса, и проверить, будет ли клава работать лучше.

    • Дмитрий 26 марта, 2016 6:31 пп  Ответить

      > И видимо драйвера всех прочих операционок полагаются на это. Но не юсб.
      Вместо «но не юсб» следует читать «Но не фряха».

    • Bocha 28 марта, 2016 12:58 пп  Ответить

      Всё правильно. И приятно то, что это можно проверить. Jolyk написал мне на ассемблере этот же механизм в виде TSR-кода для DOS, и я запустил его во FreeDOSе. И клава там заработала. Скоро будет видео.

  20. Hemulo 26 марта, 2016 6:54 пп  Ответить

    Вот, ещё подумалось: А насколько соответствует технология работы ввода-вывода в FreeDOS соответствующим технологиям в MS DOS, DR DOS и PTS DOS?

    В конце-концов, FreeDOS это более поздняя разработка, и она вроде бы не основана на исходниках других систем (хотя насчёт DR DOS я не уверен).

    Тут есть два вопроса, будет ли рассматриваемый ноутбук так же неработоспособен под более старыми оригинальными системами DOS (может там по аналогии с FreeBSD используется более архаичные средства работы с вводом выводом, хотя, вероятно, прерывания DOS всё же как-то внутри завязаны на работу с прерываниями BIOS).

    А второй вопрос обратный. Я посмотрел в википедии и поискал в интернете, но как-то не нашёл прямого ответа на вопрос насколько FreeDOS подходит для работы на очень старом железе. типа i386 или XT. (Вроде ведь, FreeDOS позиционировался как система для современных компов.)

    Что-то вот внезапно захотелось пощупать где-нибудь оригинальную IBM PC XT. такую ещё со старой клавиатурой, где 10 функциональных клавишь располагались слева, а не наверху. Запустить там какой-нибудь Volcov Commander… Попробовать вспомнить ROM BASIC и что-нибудь пописать с прямым доступом к видеопамяти… Эх…

    • Сергей Пономарёв 26 марта, 2016 7:37 пп  Ответить

      А вы загляните на eBay, вас сильно удивят цены на подобный раритет. типа XT. Лучше в PCem такой ПК настройте, вот вам щастье будет.) Я вот GOG-игры теперь исключительно на PCem переношу и там играю, эффект «старого ПК» чувствуется значительно сильнее, чем в DosBox, это радует очень сильно.

  21. Aneye 26 марта, 2016 10:12 пп  Ответить

    Компания, в которой один человек! Мечта спеца-интраверта. Зависти коммент. 🙂

  22. Станислав 27 марта, 2016 8:51 дп  Ответить

    Дмитрий, вопрос не по теме, но очень интересно. Какие программы вы используете на смартфоне, в какие игры играете и какой ssh client используете на андроид?)

    • Bocha 27 марта, 2016 9:02 дп  Ответить

      Ну, их множество. Для работы использую RealVNC Viewer, ConnectBot в качестве ssh-клиента, Zoiper как VoIP-клиент, Vmobile для камер наблюдения и записей, Parallels 2XClient для RDP, IR Remote как универсальный пульт ДУ, иногда играю в Klondike и настраиваю гитару с помощью GuitarTuna. Ну еще банк-клиенты, приложения для такси, мессенджеры, по мелочам.

      • Станислав 27 марта, 2016 1:25 пп  Ответить

        Спасибо за развернутый ответ! В использовании программы для настройки гитары, мы с вами совпали)

  23. Артем 28 марта, 2016 5:23 дп  Ответить

    Возможно я где-то что-то проморгал, но английская версия для меня выглядит более подробной. Причина — там Дмитрий показывает, что ДО полной загрузки FreeBSD клавиатура работает на ПОЛНОЙ скорости, а после монтирования начинает работать медленно. На досуге тоже исходники поковыряю, отвечающие за этот участок работы, хотя не уверен, что смогу до конца разобраться что к чему.

    • Михаил Ш. 29 марта, 2016 7:42 дп  Ответить

      Мне кажется до логина у фряхи есть больше свободных ресурсов почаще опрашивать ps\2 порт, а после логина уже наваливается побольше задач и опрос производится реже

  24. Doomguy 28 марта, 2016 11:12 пп  Ответить

    Интересно…
    Жаль, что мой Acer развалился на части

    • Melch 29 марта, 2016 7:22 дп  Ответить

      Чего только люди в поисковиках не ищут )))))

    • Bocha 29 марта, 2016 9:24 дп  Ответить

      Вам всё правильно ответили, я уже разобрался, скоро будет видео.

  25. Евгений 29 марта, 2016 5:07 пп  Ответить

    Дмитрий, в заголовке опечатка!

    • Bocha 29 марта, 2016 7:11 пп  Ответить

      точно. поправил. Ссылку оставил прежней.

Leave a reply to EliWolf Cancel reply

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.