18 комментариев

  1. maisvendoo 31 июля, 2020 1:47 дп  Ответить

    Дааааа….
    Опубликуй ты этот материал на хабре, сразу в комментах возникнут вопли «аааааа, у кгвавого совка все равно все не так, все равно ничего не нужно, гулаг, аааа». Но было бы интересно понаблюдать за этими миазмами)

    А так-то да, супер материал! Спасибо!

  2. Виталий 31 июля, 2020 2:40 дп  Ответить

    Моё почтение! 10 СПАРКов из 8. Дайте два 🙂

  3. #FreeDmitriyBachilo 31 июля, 2020 2:40 пп  Ответить

    Дим, если тебя взяли в заложники, то в следующем ролике надень красную футболку.

  4. Дмитрий 31 июля, 2020 3:39 пп  Ответить

    А говорили что ничего там рассказывать, (когда я предлагал тему в вопросах на Новый год 2020),а вон какой интересный выпуск получился. Супер. Очень интересно!

  5. Дмитрий 31 июля, 2020 4:01 пп  Ответить

    Правда я тогда немного не корректно сформулировал, написал Альтаир а не Эльбрус, но имел ввиду именно его:)

  6. alkor. 31 июля, 2020 5:11 пп  Ответить

    Спасибо. Узнал много интересного.
    С днём Системного администратора!

  7. Atas 31 июля, 2020 7:28 пп  Ответить

    Ну наконец-то, с самого начала 16бит ждал обзор этой темы.

    • Atas 31 июля, 2020 11:10 пп  Ответить

      .. и да, очередной раз огорчило количество предателей передавших врагам наши разаработки. Большой качественный подъем американской микропроцессорной техники в 90е был не на пустом месте и понятно за чей счет.

  8. Яна 1 августа, 2020 11:52 дп  Ответить

    Информация очень полезная

  9. Иван 7 августа, 2020 10:14 пп  Ответить

    На практике Эльбрус можно проверить при помощи экономической стратегии реального времени OpenTTD, которая, несмотря на внешнюю простоту, при большом количестве транспорта и маршрутов, способна задавить расчётами практически любой процессор. Было бы интересно посмотреть, как справятся с этим оба Эльбруса. Тем более, что OpenTTD есть для различных версий Linux и вроде как из исходников можно собрать OpenTTD специально под Эльбрус, у Горшенина даже было видео об этом.

  10. thc 13 августа, 2020 3:37 пп  Ответить

    Дмитрий, очень интересный выпуск! Огромное спасибо!
    Про бекдоры было забавно, и я ждал подколки типа: «а в этом чипе установлен наш ответ Интелу МЕ» в обзоре на машины в следующем видео)))
    По поводу РХЭЛ удивлен. Ждал увидеть ядро 3.10)).
    Но в целом выпуск крайне интересный, машины тоже супер интересные. Искренне понимаю Вашу дрожь в руках)))
    Еще раз огромное спасибо

  11. Володя Пай 20 сентября, 2020 6:04 пп  Ответить

    Доброго времени суток, а есть ли выпуски по X11 и wayland? Чем первое не устраивает и почему не сделали x12?

    • Bocha 20 сентября, 2020 7:40 пп  Ответить

      Мне эта тема не особо интересна. Не понятно, чего там визуально показывать. Это же всё виртуальные концепции. В виде текста или подкаста еще ладно, но в виде ролика там нечего демонстрировать, визуальной разницы в результате их работы нет. В своё время для операционной системы V придумали такой серверный софт, который позволял отправлять на клиент графические данные и принимать от клиента ввод с мыши и клавиатуры. Этот сервер назвали W Window System. Она позволяла с маломощного терминала графически логиниться на мэйнфрейм и использовать графические приложения по сети. Затем появился Unix и W Window System портировали на него. W развился до третьего релиза версии номер один, то есть W1R3, и к 1984му году его синхронный протокол передачи данных морально устарел. Тогда его заменили асинхронным, что в принципе требовало сменить номер версии, можно было 3 заменить на 4, можно было 1 заменить на 2, но в результате W заменили на X. Получился X Window System, релиз первый, версия первая, то есть X1R1. Протокол обрастал новыми модулями с новыми фичами, и часто получалось, что очередной модуль частично функционально накладывается на другой модуль, то есть в Икс-Сервере есть куча подсистем, делающих одно и то же. В конечном счете к 2012му году монстр под названием X Window System седьмого релиза версии 11, то есть X11R7, превратился в огромное чудище из огромной же кучи модулей, по пять-десять раз перереализовывших друг-друга, но обязательно включавший все эти модули, потому что каждый модуль кроме горы повторяющихся функций привносил еще крупицу чего-то дополнительного, уже являющегося неотъемлемой частью стандарта. Но видеокарты в компьютерах стали уже такими мощными, что если бы переложить на них с центрального процессора все задачи по отрисовке «рамок» окон, а сами окна наполнять силами и так повсеместно используемых GTK и Qt (которые в свою очередь тоже повторяют функциональность X11R7, но без него не работают, что делает эту гору плагиата еще выше и круче), то из сотен подсистем Исков осталась бы нужна только одна — DRI2. Но Иксы на модули делятся лишь условно, разобрать его на них нельзя, оно работает либо всё вместе, дико наслаиваясь друг на друга, либо не работает вообще. Появились композитные оконные менеджеры, работающие поверх Иксов, и из всей функциональности этих самых Иксов использующие реально процента два-три, то есть буферный менеджер DRI2. Делать X11R8 или X12R1 не было никакого смысла, потому что это был абсолютный тупик. И вот в 2016м году Крис Хогсбрег, ехавший через город Вэйленд штата Мичиган, вдруг осознал, что если взять и с нуля начать писать новые Иксы, ничего не беря из старых, но реализовать ту же самую функциональность, но не всю, а только ту, что реально нужна (а это, суть, DRI2 и всё), то можно очень быстро сделать новый графический сервер во-первых, решить проблему безопасности во-вторых, и сэкономить компам кучу ресурсов в-третьих. Да, многие приложения при этом перестанут работать, потому что опираются порой больше, чем только на DRI2, но ничего, привыкнут как-нибудь или просто отомрут как часть естественного хода эволюции. Крис вернулся из Вэйлэнда домой и начал писать новый сервер. И в честь города, в котором он его придумал, он назвал его Wayland. Компьютеры уже давным давно не терминалы, и X-сервер уже очень много лет ставится на ту же машину, где стоит и клиент, по этому рендеринг картинки на стороне сервера давно уже нет делать никакого смысла, но это не отменяет полезность реализации графической системы именно как клиент-серверной модели, просто если уж на то пошло, то логично весь функционал рендеринга перенести на сторону клиента, потому что сейчас графическое ядро компьютера почти наверняка будет мощнее на «терминале», чем на «мэйнфрэме», а скорее всего это будет вообще один и тот же компьютер в подавляющем большинстве случаев. Ну, вот, собственно, на данный момент времени и вся история. Считайте что мы сейчас находимся в точке эволюции, когда только-только появился homo sapiens, а нас, неандертальцев, пока еще больше, но наши дни сочтены. На выпуск это не тянет, и что тут показывать в качестве слайд-шоу во время повествования — я не понимаю.

Leave a comment

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.